Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите.
Для обучающихся 1-2 классов занятие началось с вопроса: Что такое экология? Обучающиеся сразу дали правильные ответы: это наука о природе, о жизнедеятельности и взаимодействия организмов, о том, что нас окружает, о сохранении природы. Затем ребята обсудили, как люди могут помочь сохранить природу, и как можно бороться с последствиями плохого отношения к окружающей среде. После этого школьники выполнили задание «Сортировка мусора», раскладывая отходы по контейнерам, и изготовили портрет счастливой Земли. Закончилось занятие обсуждением высказывания М.М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину».
Занятие в 3 классе прошло в форме познавательной беседы с использованием видеофрагментов, презентации и рабочих листов. Классный руководитель акцентировала внимание обучающихся на проблемах, связанных с отходами и мусором, и подводила к мысли о необходимости заботиться о природе, отмечая, что существует опасность загрязнения планеты, и всё живое на ней может погибнуть. Просмотр видеоматериала погрузил третьеклассников в «воображаемую» ситуацию и направил на размышления: что можешь сделать лично ты для сохранения природы и уменьшения количества мусора? Предложенные интерактивные задания, направленные на формирование экологического поведения: осознание и принятие ряда правил, очень понравились ребятам.
Учеников 4 класса в ходе «Разговора о важном» особенно заинтересовали экологические инициативы, в которых они смогут принять посильное участие. Узнав о том, что каждая тонна переработанной бумаги спасает от вырубки 10 деревьев, ребята решили участвовать в акции «Миллион – Родине». Занимаясь сбором макулатуры в течение последней четверти, четвероклассники хотят понять, сколько бумажных отходов производится в одном классе из 6 человек, включая учителя.
На занятии обучающиеся 6,7 классов познакомились с первоначальными сведениями об экологии, которые помогут в формировании грамотного экологического поведения, ответственного отношения к окружающему миру и в воспитании бережного отношения к природе. Ребята узнали, что День Земли отмечают ежегодно в апреле. Это праздник чистой воды, земли и воздуха. Он призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Природа Земли – нежна и ранима. Ее нужно беречь от пожаров, от мусора, от безжалостного отношения людей. И помогает в этом экология, наука об изучении взаимоотношений живых организмов, об образе жизни людей и их связях со средой обитания.
Занятие в 8 классе началось с вводного слова учителя – напоминания обучающимся о Дне Земли. Обсуждение вопроса необходимости защиты и охраны окружающей среды через систему вопросов и ответов, помогло обучающимся актуализировать знания об экологии, позволило обратиться к личному опыту детей, связанному со сбором отходов. После ребята посмотрели видеоролик о В. И. Вернадском, проанализировали состояние окружающей среды и меры по ее охране, которые необходимо предпринимать для того, чтобы сохранить природу, ресурсы – главное богатство России. При выполнении кейса 1 «Переработка отходов» посмотрели видеозапись с обращением генерального директора компании «Российский экологический оператор» Дениса Петровича Буцаева, в котором он задает вопрос обучающимся. Это послужило дополнительной мотивацией обучающихся при обсуждении темы раздельного сбора мусора. В кейсе 2 «Одноразовый VS многоразовый» выполнили интерактивное задание «Заменяй!», что позволило обучающимся проявить навыки креативного мышления – подобрать замену предъявляемым объектам. В завершении классного часа поработали с интерактивным заданием «Экологические профессии», где обучающиеся по описанию определяли, о какой профессии идет речь.
Внеурочное занятие в 10 классе началось с просмотра видеоролика, где учащиеся узнали об основателе атомного проекта России, великом ученом и мыслителе – В.И Вернадском. Посмотрев с большим интересом видеоролик «Мусорный медведь», ученики пытались ответить на вопросы связанные с утилизацией мусора. Классный руководитель обратил внимание обучающихся на то, что требуется много лет для разложения пластика и металла в естественных условиях. В течение классного часа ученики отвечали на вопросы, а также учитель обратил внимание учеников на то, что нужно создавать как можно больше новых полезных вещей из мусора. В конце занятия учащиеся постарались подвести итоги и пришли к выводу о том, что нужно еще сделать многое, чтобы отходов из пластика, бумаги, стекла и металла в нашей стране перерабатывалось как можно больше .
В рамках проекта «Разговоры о важном» обучающиеся 9, 11 побеседовали о Дне Земли, который ежегодно отмечается в конце апреля. День Земли – это экологическая акция, призывающая людей как можно бережнее относиться к экосистеме планеты. Во время классного часа не только поднимались актуальные и интересные вопросы, касающиеся экологии, но и были просмотрены тематические видеообращения и видеоролики. Часть занятий была посвящена знакомству с деятельностью Владимира Ивановича Вернадского, которого принято считать отцом глобальной экологии. Позже были проработаны кейсы, связанные с выработкой стратегии разумного потребления: «Переработка отходов», «Одноразовый или многоразовый», «Старый телефон: подарить или выбросить», «Зеленый квадрат» внеурочное занятие завершилось обсуждением профессий в сфере экологии.
Бережное отношение к окружающей среде напрямую связано с нашим здоровьем. И как мы заботимся о своем здоровье, точно так же мы должны ежедневно заботиться о природе.