Для первоклассников и второклассников состоялся «Разговор о важном», посвящённый первопечатнику русскому - Ивану Фёдорову. Ребята в силу своего возраста ещё не представляли, что всего 100 лет назад многие в России крестьяне, рабочие не знали грамоты, что раньше книги переписывали от руки и только 450 лет назад Иван Фёдоров напечатал первую «Азбуку». Дети не задумывались о том, насколько важно владеть чтением и письмом в современном мире. Ученики среди ответов спикера занятия детского писателя Андрея Усачёва услышали ответ на вопрос: «А как стать писателем?» и решили вместе со своим учителем попробовать себя в роли писателей: написать мини-сочинения о зимних каникулах, которые только-только закончились. А после уроков ребята нарисовали и украсили первые буквы своих имён, попробовав себя в роли переписчиков книг, для которых украшение первой буквы текста было особым искусством.
В 3 и 4 классах занятие прошло в форме виртуального путешествия в далёкое прошлое, во время которого обучающиеся узнали интересные события из истории азбуки: очень-очень давно книг вообще не было, потом появились необычные для нас книги, их писали от руки, и не сразу на бумаге, а сначала на пергаменте. Работа по переписыванию книг была очень сложной и требовала большого терпения и времени. Особое внимание уделялось оформлению заставок, заглавных букв. Именно поэтому появление печатных книг стало огромным событием в жизни человечества. В нашей стране человеком, напечатавшим первую книгу и создавшим первую печатную книгу для обучения ребят – «Азбуку», был Иван Федоров. Первая печатная «Азбука» появилась 450 лет назад. Затем ребята выполнили задания в рабочих листах: сравнили буквы на странице «Азбуки» Ивана Федорова и на странице современной азбуки и объяснили значение некоторых поговорок, в составе которых есть упоминание исчезнувших из старинной азбуки букв. Также обучающиеся выполнили интерактивное задание «Наборщики»: составили пословицы о книге.
Классный руководитель 5 класса в ходе занятия поговорил с ребятами о том, что знание истории родного языка помогает нам сохранять культурное наследие, понимать мир и нашу идентичность. Родная азбука — это культурный код, формирующий мышление и коммуникацию. Книгопечатание позволило сохранить и распространить знания, способствуя развитию образования и культуры. Изучение родного языка и его истории важно для уважения к культурному наследию и развития общества.
В 9-11 классах учитель открыл занятие, предложив обучающимся расшифровать надпись: Азбꙋка: отъ А до Ѵ. Правильно фраза звучит как «Азбука: от Аз до Ижицы». Педагог пояснил детям, что в XVI веке первой буквой алфавита была буква А (аз), последней буквой русского алфавита была V (ижица), поэтому тема звучала бы не «От А до Я», а «От Аз до Ижица». Обсуждение реформ русского алфавита сопровождалось демонстрацией видеоролика «Буква Ъ», поддерживающего тему занятия. Дальнейшие вопросы учителя активизировали критическое мышление у обучающихся, которымбыло предложено предположить, будет ли в дальнейшем меняться азбука, и каковы могут быть причины её изменения. Основная часть занятия продолжалась обсуждением способов письма (пером на пергаменте, палочкой на коре березы и т.д.), создания книг (книгопечатания). Демонстрация видеоролика «Иван Фёдоров» детализировала события, связанные с изданием первых книг в России. В дальнейшей беседе педагог подчеркнул, что заслуга И. Федорова не только в том, что он напечатал первую «Азбуку», но и был её составителем, тем самым заложив основы обучения грамоте. Создание Иваном Федоровым печатного двора, на современном языке – типографии, — это рывок, без которого немыслимо было бы будущее России, её развитие и мощь. Выполнение интерактивного задания «Верю – не верю» познакомило обучающихся с фактами, связанными с жизнью первопечатника И. Фёдорова, а интерактивное задание «Набор текста в типографии» дало им представление о том, как формировались страницы книг. В заключение учитель предложил обучающимся составить в рамках постразговора список из 15–20 самых любимых книг.